В настоящее время количество автомобилей на улицах наших городов неуклонно растет, однако говорить о снижении количества нарушений прав автовладельцев не приходится, оно растет вместе с количеством автомобилей.
Споры между автовладельцами и автодилерами возникают на почве нарушения автодилером прав последних.
Главная проблема таких споров состоит в том, что автомобиль является не только технически сложным, но и далеко не дешевым товаром, в связи с чем каждое требование о возврате или обмене автомобиля, а также связанное с этим требование о возмещении убытков и морального вреда наносит немалый финансовый ущерб автодилерам и производителям.
В настоящее время суды завалены исками автовладельцев. При этом следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации автовладелец вправе по своему выбору обратиться в суд по месту нахождения организации, по месту жительства истца, либо по месту заключения или исполнения договора. В связи с этим включение в договор купли-продажи автомобиля условия о разрешении спора в конкретном суде не только ущемляет права автовладельца, но и противоречит закону.
Кроме того, по общему правилу в соответствии с п. 3 ст. 17 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» истцы (в данном случае автовладельцы) по искам о защите прав потребителей освобождаются от уплаты госпошлины.
Очень часто споры автовладельцев с автодилерами связаны с передачей автомобиля без ПТС, а также с нарушением установленных договором купли-продажи сроков передачи машины покупателю, несмотря на то, что зачастую последним вносится 100% предоплата автомобиля,
Разрешить такой спор возможно в досудебном порядке, направив продавцу письменную претензию и потребовать либо передачи автомобиля в новый установленный срок, либо расторжения договора купли-продажи и возврата продавцом внесенных денежных средств. Кроме того, покупатель в данном случае имеет право на возмещение морального вреда, а также причиненных ему убытков, в том числе на уплату недобросовестным продавцом неустойки за каждый день просрочки в размере половины процента от суммы внесенной предоплаты, начиная со дня, когда продавец в соответствии с заключенным договором должен был передать автомобиль, до дня фактической передачи машины или возврата внесенной предоплаты.
Такие требования продавец (в данном случае автодилер) обязан удовлетворить добровольно в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования покупателем.