СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ
И НОРМАТИВОВ РАСХОДА
МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
СНИП 82-01-95
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНСТРОЙ РОССИИ)
МОСКВА
1995
ПРЕДИСЛОВИЕ
- РАЗРАБОТАНЫГлавным управлением совершенствования ценообразования и сметного нормирования в строительстве Минстроя России, Государственным предприятием «Туластройпроект» и Центральным научно-исследовательским институтом экономики и управления строительством (ЦНИИЭУС) Минстроя России.
ВНЕСЕНЫ Главным управлением совершенствования ценообразования и сметного нормирования в строительстве Минстроя России.
- ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕПостановлением Минстроя России от 20.06.95 № 18-60.
- ВЗАМЕНСНиП 5.01.18-86 «Положение о производственном нормировании расхода материалов в строительстве».
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Строительные нормы и правила (СНиП 82-01-95) «Разработка и применение норм и нормативов расхода материальных ресурсов в строительстве. Основные положения» разработаны в соответствии с новыми экономическими условиями и действующими в России законодательством и нормативными актами федеральных органов Российской Федерации.
СНиП 82-01-95 разработан в соответствии с общей Системой нормативных документов (п. 82 прил. Б СНиП 10-01-94) и устанавливает подсистему (комплекс) норм и нормативов расхода материальных ресурсов в строительстве, а также состав, основные методологические положения, порядок разработки, пересмотра норм и нормативов и области их применения. Подсистема (комплекс) формируется как открытая для дальнейшего развития и для создания норм и нормативов расхода материалов, разрабатываемых на общей методической и технической основе. Нормативные документы, детализирующие, развивающие и дополняющие данный СНиП, должны выпускаться в виде СНиП, СП, РДС и других нормативных документов и вводиться в действие соответствующими решениями Минстроя России.
Министерства и другие центральные органы федеральной исполнительной власти, местная администрация республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, акционерные общества, строительные концерны и ассоциации в соответствии с предоставленными им правами могут разрабатывать методические документы, нормы, нормативы и нормативные показатели по расходу материальных ресурсов, отражающие социальные и природно-климатические особенности территорий, специфику отдельных отраслей, производств и видов строительно-монтажных работ. При этом создаваемые методические документы, нормы, нормативы и нормативные показатели должны отвечать требованиям настоящего СНиП, содержать эксплуатационные характеристики строительных материалов, изделий и конструкций, основанные на требованиях потребителя в соответствии с областью их применения и использоваться по согласованию между участниками инвестиционного процесса.
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ И НОРМАТИВОВ РАСХОДА МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
NORMS OF MATERIALS USAGE FOR CONSTRUCTION INDUSTRY BASIC PRINCIPLES
Дата введения 1996-01-01
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящие нормы и правила по разработке и применению норм и нормативов расхода материальных ресурсов в строительстве определяют основные цели, принципы, общую структуру подсистемы (комплекса) норм и нормативов расхода материалов, требования к видам норм и области их применения.
СНиП 82-01-95 разработан в развитие и дополнение СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения».
Положения настоящего документа обязательны для органов управления, предприятий, организаций и объединений независимо от организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности. Для организаций, осуществляющих разработку норм и нормативов расхода материалов в строительстве, соблюдение положений разделов 4, 5, 6 и п. 7.2 настоящего СНиП является обязательным.
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящих нормах и правилах использованы положения следующих документов:
ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения».
ГОСТ Р 1.2-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов».
ГОСТ Р 1.5-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению к содержанию стандартов».
СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения».
3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящих строительных нормах и правилах применены термины в соответствии с приложением А, ГОСТ Р 1.0 и СНиП 10-01-94.
4. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И СТРУКТУРА ПОДСИСТЕМЫ (КОМПЛЕКСА)
4.1. Подсистема (комплекс) норм и нормативов расхода материальных ресурсов в строительстве1 представляет собой совокупность взаимоувязанных методической основой, правила разработки, обновления и применения норм и нормативов расхода материалов, необходимого для производства строительной продукции, исходя из структуры управления строительством и стадий инвестиционного цикла на территории Российской Федерации.
___________
1 В дальнейшем — подсистема (комплекс) норм расхода материалов.
4.2. Подсистема (комплекс) норм расхода материалов направлена на решение стоящих перед строительством задач с целью обеспечения:
соответствия строительных материалов, конструкций и изделий своему назначению, безопасности в процессе их производства и эксплуатации в различных условиях при выполнении экономических и общетехнических требований;
разработки и применения норм расхода материалов, позволяющих при оптимальной технологии получать строительную продукцию заданного качества с минимальными затратами;
контроля за использованием государственных и других инвестиций в строительстве;
рассмотрения в арбитражных судах и других инстанциях спорных вопросов между заказчиками и подрядчиками;
методического единства разработки и применения подсистемы (комплекса) норм расхода материалов, позволяющего осуществлять привязку федеральных (типовых) норм в конкретных условиях производства с целью создания на их основе региональных, местных и других норм расхода материалов.
4.3. Объектами нормирования в подсистеме (комплексе) норм расхода материалов являются: единица объема работ; укрепленные и усредненные единицы строительной продукции; здания, сооружения и объекты строительства; виды строительных, специальных строительных и монтажных работ; единицы мощности, прироста мощности и другие единицы измерения строительной продукции.
4.4. Подсистема (комплекс) норм расхода материалов в строительстве построена на принципах прогрессивности, научно — технической обоснованности и взаимодействия с государственной системой стандартизации Российской Федерации и международными организациями по стандартизации.
Прогрессивность норм обеспечивается путем отражения в них тенденций снижения материалоемкости единицы продукции или единицы объема работ и ориентации пользователя на рациональное использование сырьевых ресурсов, расширение применения материалов — заменителей и вторичных ресурсов.
Научно-техническая обоснованность определяется максимальным отражением в нормах достижений в области техники, технологии, организации производства материалов, конструкций и изделий, методах ведения строительно-монтажных работ, а также современных способов их проектирования.
Взаимодействие с государственной системой стандартизации Российской Федерации и международными организациями по стандартизации осуществляется посредством сопоставимости со стандартами по строительству и промышленности строительных материалов, строительным законодательством и стандартами технического развития зарубежных стран.
4.5. Структура подсистемы (комплекса) норм расхода материалов определена исходы из единства целей, задач и объектов нормирования. В ее составе формируются комплексы взаимоувязанных норм расхода материалов следующих видов: элементные, усредненные и укрупненные.
По масштабу применения данные виды норм подразделяются на: федеральные (типовые), территориальные (региональные) и местные (фирменные).
Федеральные (типовые) нормы могут быть элементными, усредненными и укрупненными.
Территориальные (региональные) нормы могут быть усредненными и укрупненными.
Местные (фирменные) нормы могут быть элементными.
4.6. Федеральная (типовая) элементная норма — это расход материалов, необходимый для производства единицы продукции или объема работ, учитывающий проектные характеристики материалов, их стандартное качество, типовые технологии изготовления продукции и производства строительно-монтажных работ на территории Российской Федерации.
Федеральная (типовая) элементная норма регламентирует расход материала в единице объема продукции (работ), обеспечивающий ему заданные свойства при рациональном использовании материала и оптимальных способах изготовления изделий и производства строительно-монтажных работ.
Федеральная (типовая) элементная норма содержит чистый расход материала и не включает отходы и потери, образующиеся при производстве, транспортировании и хранении.
Перечень федеральных (типовых) элементных норм приведен в приложении Б.
Местная (фирменная) элементная норма — это разработанный методами технического нормирования необходимый расход материала на производство единицы продукции или единицы объема работ заданного качества с учетом фактических характеристик материалов, технологий, условий изготовления изделий на конкретном заводе (полигоне) и производства подрядных работ в конкретной строительной организации.
Местная (фирменная) элементная норма состоит из чистой нормы расхода материалов и нормы трудноустранимых отходов и потерь, образующихся в пределах строительной площадки.
4.7. Федеральная (типовая) усредненная норма — это расход материалов, необходимый для производства единицы продукции или объема работ заданного проектом качества, рассчитанный по усредненным характеристикам качества материалов и технологическим условиям изготовления изделий и производства строительно-монтажных работ на территории Российской Федерации.
Федеральная (типовая) усредненная норма включает чистый расход и типовые нормы трудноустранимых отходов и потерь.
Перечень федеральных (типовых) усредненных норм приведен в приложении В.
Территориальная (региональная) усредненная норма — это расход материалов, необходимый для производства единицы продукции или объема работ заданного качества с учетом усредненных характеристик материалов, технологий и условий изготовления изделий и на производстве подрядных работ в данном регионе, территории, республике, крае, области.
Территориальная (региональная) усредненная норма состоит из чистой нормы и типовой нормы трудноустранимых отходов и потерь.
4.8. Федеральная (типовая) укрупненная норма — это расход материалов, необходимый для выполнения укрупненных видов работ, технологических этапов и пусковых комплексов, возведения зданий, сооружений или их частей, рассчитанный на единицу стоимости строительной продукции, единицу мощности, прироста мощности, на 1000 м2 приведенной общей площади жилых зданий и другие показатели, выраженные в натуральных или приведенных показателях с учетом специфики отраслевой и внутриотраслевой принадлежности объектов строительства на территории Российской Федерации.
Федеральная (типовая) укрупненная норма включает расход материалов, определенный по федеральным (типовым) усредненным нормам с учетом типовых норм отходов и потерь, образующихся при транспортировании от поставщика до потребителя, а также расход материалов, необходимый для выполнения вспомогательных работ (ремонтных, эксплуатационных и др.).
Перечень федеральный (типовых) укрупненных норм приведен в приложении Г.
Территориальная (региональная) укрупненная норма — это расход материалов, необходимый для выполнения укрупненных видов, технологических и пусковых комплексов работ, возведения здания, сооружения или и частей, рассчитанный на единицу стоимости строительной продукции, единицу мощности, прироста мощности, на 1000 м2 приведенной общей площади жилых зданий и другие показатели, выраженные в натуральных или приведенных показателях с учетом отраслевой и внутриотраслевой специфики объектов строительства, а также природно-климатических, экологических и других особенностей данного региона, территории, края, области.
Территориальная (региональная) укрупненная норма может быть сформирована либо посредством адаптации федеральной (типовой) укрупненной нормы к условиям данного региона, либо на основе региональных усредненных норм расхода материалов с учетом типовых норм отходов и потерь, образующихся при транспортировании от поставщика до потребителя, а также расхода материалов, необходимого для выполнения вспомогательных работ (ремонтных, эксплуатационных и др.).
4.9. Размерность норм расхода — единица измерения норм расхода сырья, материалов, изделий и конструкций — должна отвечать возможностям ее использования в организации и управлении строительным производством, статистической отчетности, бухгалтерском учете, других экономических расчетах и соответствовать применяемым единицам измерения ресурсов. При выборе единицы измерения нормы рекомендуется использовать единицы международной системы СИ: длина — в м, масса — в кг, объем — в м3, площадь — в м2. При разработке усредненных или укрупненных норм, наряду с указанными, можно использовать условные (приведенные) единицы измерения: черные металлы — в тоннах стали марки Ст3, цемент — в тоннах в пересчете на марку «400», лесоматериалы — в кубических метрах круглого леса, стеновые материалы — в тысячах штук условного кирпича, листы асбестоцементные — в тысячах штук условных плиток, трубы асбестоцементные и керамические — в метрах условных труб и т.д.
Единицы измерения объектов нормирования (п. 4.3) должны в стоимостном или натуральном выражении соответствовать единицам измерения, использующимся при планировании, организации и управлении строительством исходя из инвестиционных циклов и уровней управления.
5. ПОРЯДОК И МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ НОРМ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ
5.1. Порядок разработки, согласования, принятия и применения норм расхода материалов, установленный настоящим СНиПом, является обязательным для разработчиков элементных, усредненных и укрупненных норм — федеральных (типовых), территориальных (региональных) и местных (фирменных).
5.2. Номенклатура объектов нормирования, материальных ресурсов и единиц измерения, по которым формируются федеральные (типовые) нормы, устанавливается Минстроем России.
Федеральные (типовые) нормы разрабатываются под методическим руководством и по заданию Минстроя России ведущими проектными, проектно-технологическими, научно-исследовательскими и другими организациями.
Федеральные (типовые) нормы принимаются (согласовываются) Минстроем России и рекомендуются к использованию на всей территории Российской Федерации.
5.3. Номенклатура объектов нормирования, материальных ресурсов и единиц измерения, по которым формируются территориальные нормы, устанавливается местной администрацией республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований или действующими на всей территории региона предприятиями и организациями независимо от форм собственности. Территориальные нормы разрабатываются по действующим типовым (федеральным) методикам с учетом местных условий по заданию администрации региона проектными, проектно-технологическими, научно — исследовательскими и другими организациями.
Территориальные нормы принимаются (согласовываются) в соответствии с действующим порядком и рекомендуются к использованию на территории данного региона.
5.4. Номенклатура объектов нормирования, материальных ресурсов и единиц измерения, по которым формируются местные нормы, устанавливается руководством строительно-монтажной организации, завода, фирмы, акционерного общества и т.п. Местные нормы разрабатываются по действующим типовым (федеральным) методикам с учетом фактических характеристик материалов, технологий, условий изготовления изделий и производства строительно-монтажных работ на конкретном заводе (полигоне) и в конкретной строительной организации.
Местные нормы утверждаются (согласовываются) руководством строительно-монтажной организации, завода, фирмы, акционерного общества и т.п. и рекомендуются к применению на данном предприятии и в организации.
5.5. В зависимости от вида норм (элементные, усредненные, укрупненные) могут применяться различные методы их нормирования.
При разработке элементных норм используется сочетание расчетно-аналитического и опытного методов. Расчетно-аналитическим методом рассчитывается расход материалов на единицу продукции по данным рабочих чертежей, конструкторских спецификаций, рецептур, технологических регламентов и т.п. Нормируемые величины трудноустранимых технологических отходов и потерь определяются на основе карт технологических процессов, технологических карт раскроя, согласования обработки, актов взвешивания заготовок и т.п. Условия проведения опытов должны быть наиболее типичными для данной технологии конкретного производства и максимально приближенными к условиям реализации.
При разработке усредненных и укрупненных норм используется в основном расчетно-аналитический метод в сочетании с отчетно-статистическим. При расчете указанным способом необходимо учитывать сопоставимость конструкций, технологий и организации производства, опыт передовых организаций, изменение структуры и ассортимента материалов с использованием данных об их фактических удельных расходах на единицу продукции или вид строительно-монтажных работ.
5.6. Нормы расхода материалов подлежат пересмотру по мере внедрения новых технологических процессов, повышения уровня организации строительного производства, изменения свойств и видов материалов, позволяющих уменьшить их расход на единицу продукции и вид строительно-монтажных работ.
6. СОДЕРЖАНИЕ, ПОСТРОЕНИЕ, ИЗЛОЖЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ НОРМ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
6.1. Разработанные нормы и нормативные показатели расхода материальных ресурсов объединяются в сборники, и им присваивается соответствующий номер. Формы обложки и первой страницы нормативного документа по расходу материалов в строительстве приведены в приложениях Д, Е. Сборники норм и нормативов расхода материалов должны содержать техническую часть и таблицы норм.
6.2. Техническая часть должна состоять из разделов: «Общие указания», «Правила исчисления объемов работ» (или изделий) и «Коэффициенты к нормам».
В разделе «Общие указания» должны помещаться общие для сборника сведения о назначении и порядке применения норм. Запрещается помещать в этом разделе информацию, влияющую на размер норм.
В разделе «Правила исчисления объемов работ», кроме правил, могут приводиться при необходимости формулы и примеры расчетов.
В разделе «Коэффициенты к нормам» при необходимости могут помещаться коэффициенты, разработанные для сокращения количества аналогичных норм при изменении условий производства работ, технологии, замене материалов, приспособлений и т.п. При этом условия использования коэффициентов должны быть четко определены.
Пункты технической части должны иметь двойную нумерацию, состоящую из номера раздела и порядкового номера внутри раздела.
6.3. Таблицы норм должны иметь наименование, описание состава работ, измеритель и количественные показатели норм. Наименование таблицы должно обозначать процесс производства работ (изделий) и иметь самостоятельный законченный смысл. Не допускается присваивать одно наименование нескольким таблицам.
Заголовочная часть таблицы может формироваться из нескольких уровней по вертикали. На верхнем уровне помещается информация, общая для многих норм; на втором — для нескольких норм и т.д.; на последнем — для одной нормы. Последовательное соединение наименования таблицы и информации, помещенной в заголовочной части таблицы, при прочтении сверху вниз должно давать законченное и грамматически правильное наименование нормы.
В описании состава работ должен приводиться полный перечень основных операций. Если работа относится не ко всем нормам таблицы, то необходимо указывать номера граф, к которым она относится.
6.4. Измеритель должен относиться ко всем графам таблицы и содержать единицу измерения, множитель и поясняющий текст.
6.5. Наименование и единица измерения материала должны совпадать с наименованием и единицей измерения, предусмотренными Классификатором промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП).
6.6. Каждая графа таблицы должна включать нормы по конкретному варианту выполнения данного вида работ (изделия), а таблица в целом — объединять однородные нормы. Не рекомендуется объединять в одну таблицу нормы на разные виды работ (изделий) или нормы, имеющие разные измерители. Не следует под таблицами помещать примечания, содержащие информацию, влияющую на размер норм.
6.7. В сборниках таблицы норм рекомендуется объединять в разделы и подразделы. Каждый раздел и подраздел должен иметь номер и наименование. Разделы должны нумероваться в пределах сборника, а подразделы — в пределах раздела. Наименование подраздела должно конкретизировать наименование раздела, не повторяя его.
6.8. Нумерация разделов и таблиц норм ведется в целом по сборнику сквозным методом, а страниц — от титульного листа, являющегося первой страницей, без проставления на нем номера. Каждый сборник должен иметь оглавление.
7. ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
7.1. Нормы и нормативные показатели расхода материалов в строительстве применяются в пределах установленной каждым документов области в соответствии с положениями, предусмотренными настоящим СНиПом.
7.2. Обязательные положения и требования настоящих строительных норм и правил подлежат применению всеми органами управления, предприятиями и организациями независимо от организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, включая общественные и иные организации, совместные предприятия с участием зарубежных партнеров, зарубежными юридическими и физическими лицами. Разрешение на отступления от обязательных требований настоящего СНиПа в обоснованных случаях дает Минстрой России в установленном порядке.
7.3. Рекомендательные положения данного СНиПа применяются по усмотрению исполнителя (разработчика норм) или потребителя (заказчика). После согласования этих положений в установленном порядке они являются обязательными как для исполнителя, так и для заказчика.
7.4. Юридические и физические лица несут ответственность за нарушение обязательных требований и правильность применения положений настоящего СНиПа в соответствии с действующим законодательством.
Приложение А
ТЕРМИНЫ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Термин | Определение |
Единица продукции | Определенное количество продукции в единицах измерения массы, объема, площади, длины, стоимости |
Номенклатура материальных ресурсов | Упорядоченный перечень наименований сырья и материалов |
Норма расхода материальных ресурсов | Количество материальных ресурсов, необходимое для производства единицы продукции (работ) |
Нормативы материальных ресурсов | Поэлементные составляющие норм расхода сырья и материалов |
Объект нормирования | Вид продукции или работ, на производство которых определяется норма или норматив расхода ресурсов |
Метод нормирования | Способ разработки норм, нормативов или нормативных показателей расхода ресурсов |
Чистая норма | Количество материалов, необходимое для производства единицы продукции (работ) без учета всех видов отходов и потерь |
Отходы технологические | Остатки сырья и материалов, образующиеся в процессе превращения (переработки) исходных материалов в готовую продукцию, если они не могут быть использованы в процессе изготовления этой продукции |
Отходы технологические трудноустранимые | Отходы, возникновение которых обусловлено техническим уровнем технологического оборудования и качественными характеристиками сырья и материалов |
Отходы технологические устранимые | Отходы, возникающие при нарушении технологической дисциплины, требований стандартов и т.п. |
Потери технологические | Часть сырья, материалов, которая утрачивается в процессе производства продукции (работ) |
Потери технологические трудноустранимые | Неизбежные потери, зависящие от технического уровня и состояния оборудования, а также качественных характеристик материалов |
Потери технологические устранимые | Потери, вызванные отступлением от установленных рецептур, технологий, требований стандартов и технических условий по качеству сырья и материалов |
Приложение Б
ПЕРЕЧЕНЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ (ТИПОВЫХ) ЭЛЕМЕНТНЫХ НОРМ
№ сборника | Наименование сборника |
01 | Земляные работы |
05 | Свайные работы |
06 | Устройство бетонных и железобетонных конструкций монолитных |
07 | Монтаж бетонных и железобетонных конструкций сборных |
08 | Конструкции из кирпича и блоков |
10 | Деревянные конструкции |
11 | Полы |
12 | Кровли |
15.01 | Облицовочные работы |
15.02 | Штукатурные работы |
15.04 | Малярные работы |
15.05 | Стекольные работы |
15.06 | Обойные работы |
27 | Автомобильные дороги |
09 | Металлические конструкции |
16 | Трубопроводы внутренние |
17 | Водопровод и канализация — внутренние устройства |
18 | Отопление — внутренние устройства |
19 | Газоснабжение — внутренние устройства |
20 | Вентиляция и кондиционирование воздуха |
22 | Водопровод — наружные сети |
23 | Канализация — наружные сети |
24 | Теплоснабжение и газопроводы — наружные сети |
26 | Теплоизоляционные работы |
13 | Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии |
14 | Конструкции в сельском строительстве |
21 | Электроосвещение зданий |
25 | Магистральные трубопроводы газонефтепродуктов |
28 | Железные дороги |
31 | Аэродромы |
32 | Трамвайные пути |
33 | Линии электропередачи |
45 | Промышленные печи и трубы |
46 | Работы при реконструкции зданий и сооружений |
Примечание. Перечень сборников приведен в порядке их разработки, ввода в действие и издания.
Приложение В
ПЕРЕЧЕНЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ (ТИПОВЫХ) УСРЕДНЕННЫХ НОРМ
№ сборника | Наименование сборника |
1 | Земляные работы |
2 | Горно-вскрышные работы |
3 | Буровзрывные работы |
4 | Скважины |
5 | Свайные работы. Закрепление грунтов. Опускные колодцы |
6 | Бетонные и железобетонные конструкции монолитные |
7 | Бетонные и железобетонные конструкции сборные |
8 | Конструкции из кирпича и блоков |
9 | Металлические конструкции |
10 | Деревянные конструкции |
11 | Полы |
12 | Кровли |
13 | Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии |
14 | Конструкции в сельском строительстве |
15 | Отделочные работы |
16 | Трубопроводы внутренние |
17 | Водопровод и канализация — внутренние устройства |
18 | Отопление — внутренние устройства |
19 | Газоснабжение — внутренние устройства |
20 | Вентиляция и кондиционирование воздуха |
21 | Электроосвещение зданий |
22 | Водопровод — наружные сети |
23 | Канализация — наружные сети |
24 | Теплоснабжение и газопроводы — наружные сети |
25 | Магистральные трубопроводы газонефтепродуктов |
26 | Теплоизоляционные работы |
27 | Автомобильные дороги |
28 | Железные дороги |
29 | Тоннели и метрополитены |
30 | Мосты и трубы |
31 | Аэродромы |
32 | Трамвайные пути |
33 | Линии электропередачи |
34 | Сооружения связи, радиовещания и телевидения |
35 | Горно-проходческие работы |
36 | Земляные конструкции гидротехнических сооружений |
37 | Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений |
38 | Каменные конструкции гидротехнических сооружений |
39 | Металлические конструкции гидротехнических сооружений |
40 | Деревянные конструкции гидротехнических сооружений |
41 | Гидроизоляционные работы в гидротехнических сооружениях |
42 | Берегоукрепительные работы |
43 | Судовозные пути стапелей и слипов |
44 | Подводно-строительные (водолазные) работы |
45 | Промышленные печи и трубы |
46 | Работы при реконструкции зданий и сооружений |
47 | Озеленение. Защитные лесонасаждения. Многолетние плодовые насаждения |
48 | Скважины на нефть и газ в морских условиях |
49 | Скважины на нефть и газ |
Приложение Г
ПЕРЕЧЕНЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ (ТИПОВЫХ) УКРУПНЕННЫХ НОРМ
- Нормы расхода материалов и изделий на 1000 м2приведенной общей площади жилых зданий.
- Нормы расхода материалов и изделий на единицу мощности (прироста мощности) по отраслям и видам производств.
- Нормы расхода материалов и изделий на единицу сметной стоимости строительно-монтажных работ по объектам строительства.
Приложение Д
ФОРМА ОБЛОЖКИ НОРМАТИВНОГО ДОКУМЕНТА ПО РАСХОДУ МАТЕРИАЛОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
| СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ________________________________________________________ (вид нормативного документа по расходу материалов в строительстве — СНиП, СП, РДС) |
|
|
Цветная полоса: СНиП — красная; СП — синяя; РДС — зеленая | _________________________________________________________ (вид норм по масштабу применения) _______________________________________________________ (наименование нормативного документа по расходу материалов в строительстве) _______________________________________________________ (обозначение нормативного документа по расходу материалов в строительстве) ИЗДАНИЕ ОФИЦИАЛЬНОЕ |
|
|
| ________________________________________________________ (полное и сокращенное наименование органа, утвердившего документ) _______________________________________________________ (город, где расположен орган) _______________________________________________________ (год издания) |
Приложение Е
ФОРМА ПЕРВОЙ СТРАНИЦЫ НОРМАТИВНОГО ДОКУМЕНТА ПО РАСХОДУ МАТЕРИАЛОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
___________________ Обозначение документа ________________________________________________________________________ (вид нормативного документа по расходу материалов в строительстве) |
________________________________________________________________________ (наименование документа на русском языке) ________________________________________________________________________ (наименование документа на английском языке — для федеральных нормативных документов) |
Дата введения ___________________ (год, месяц, число) ТЕКСТ ________________________________________________________________________ Издание официальное |
Ключевые слова: норма, нормативный показатель, расход материальных ресурсов, цели, задачи, принципы, структура, объект нормирования, метод разработки, размерность норм, область применения